«Роль семьи в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»

«Роль семьи в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»

 

Педагог-психолог

Дедович Наталия Юрьевна

 

Цель: вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье и оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида.

Задачи

  • Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
  • Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;
  • Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем.   

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» — стремление к саморазрушению, очевидно, заложенное в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине,человек странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их. Этими людьми часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

 

Как заметить суицидальное поведение подростка?

1) Суицидальная угроза

Давний миф о том, что «говорящие о самоубийстве никогда не совершают его», как доказала практика, является не только ложным, но и опасным. Некоторые суициденты ясно и прямо говорят о своих намерениях: «Я не могу этого выдержать. Я не хочу боль­ше жить. Я хочу покончить с собой». Часто высказывания являются скрытыми и замаскированными: «Вы не долж­ны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать вам про­блемы», «Я хочу уснуть и никогда не проснуться», «Ско­ро, очень скоро, эта боль будет уже позади», «Они очень пожалеют, когда я их покину», «Мне бы хотелось знать, где отец прячет ружье». Принимают ли эти опасные выс­казывания форму открытых заявлений или намеков — в любом случае они не должны игнорироваться.Иногда индикаторы суицида могут быть невербаль­ными. Приготовление к самоубийству зависит от осо­бенностей личности и внешних обстоятельств. Оно со­стоит в том, что называется «приведением дел в поря­док». Подросток принимается сентиментально раздаривать ценные личные вещи или расстается с предметами увлечений. Завершающие при­готовления могут делаться достаточно быстро, после чего мгновенно следует суицид.

2)  Эмоциональные нарушения

Они являются одним из са­мых основных показателей возможности суицида. Большинство потенциальных самоубийц страдает от депрессии, которая может не осознаваться. Она может быть признаком кризисного состояния или его синд­ромом, а также самостоятельным психическим рас­стройством (униполярная или биполярная депрессия). Она часто начинается постепенно, появляются тревога и уныние. Потом замечается подавленность, печаль и «хандра». Будущее становится тусклым, появляется уве­ренность, что его нельзя изменить. Часто возникают мысли о заболевании каким-либо неизлечимым (например, психическим) заболеванием, приходят мысли о смерти. Становятся обузой даже простые обязанности: «Я и мыслить не могу ясно». Вялость, усталость и отсутствие жизненной энер­гии мешают принимать самые простые решения.

Суициды условно можно разделить на несколько групп:

скрытые:

жажда риска (селфи на крышах, башнях, мостах, лёжа на рельсах, в гробу….), цель: самоутверждение, повышение своей значимости;

опасные увлечения:Руфинг - прогулки по крышам.Скайуокинг - покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения. Альтернатива: полет на воздушном шаре, скалолазание, прыжок с парашютом с инструктором; Диггерство - спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и так далее). Альтернатива: изучение истории, поездка в археологический лагерь. Сталкерство - посещение и изучение заброшенных мест,но, в отличие от диггеров, они посещают еще и наземные локации: недостроенные здания, глухие деревни, неработающие заводы. Альтернатива: туристические походы - пешие и на байдарках, изучение истории.Зацепинг – проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке). Альтернатива: любые кружок или секция, способные увлечь ребенка и охладить его тягу к опасным развлечениям.Планкинг – это модный флешмоб, который прельщает своей доступностью. Его суть заключается в том, чтобы лечь в необычном месте лицом вниз и заснять это на фото или видео.Альтернатива: танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика.Бейскламбинг – подъем на большую высоту без страховки.Бейсджампинг – прыжки с высоты в несколько сотен метров со специальным парашютом.Альтернатива: полет на параплане, прыжок с парашютом под руководством опытного инструктора.

Паркур – «рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и так далее). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки с опорой на руки.К счастью, смертельных случаев среди трейсеров мало, и в основном они связаны с чрезмерными амбициями подростков. Тинейджеры хотят «все и сразу» и, насмотревшись видео с трюками профессионалов, спешат повторить их без предварительной подготовки. Эта проблема решаема: сейчас функционирует множество школ, где опытные тренеры обучают подростков паркуру - правильному и относительно безопасному.Альтернатива: гимнастика, легкая атлетика.Акрострит - уличная акробатика, предполагающая выполнение довольно сложных и опасных трюков: стойка на голове, прыжки с возвышенностей, сальто.Альтернатива: танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика.

 

«Собачий кайф» - намеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу для получения «кайфа».Назвать «собачий кайф» хобби или увлечением даже язык не поворачивается, но, к сожалению, у этого явно суицидального поведения есть последователи. Многим подросткам пристрастие к этому дикому развлечению стоило жизни, а кого-то подтолкнуло к поиску более сильных и смертоносных источников «опьянения». Хуже всего, что эта зараза распространяется не только среди старшеклассников, но и в средней и даже в начальной школе! Игра на грани жизни и смерти распространена как в интернатах, так и во вполне благополучных школах. Дети делают это в компаниях и поодиночке. Средний возраст - от 12 до 19 лет. Идея проста: сначала подросток повышает давление частым (собачьим - отсюда и название) дыханием, после чего «придушивает» себя веревкой сам или это делают его товарищи. Затем веревка убирается - и от прилива крови к мозгу подросток испытывает чувство легкости и эйфории.

Понять, что ребенок подсел на «собачий кайф», можно по поведению и внешним изменениям. Следы на шее, красные белки глаз, необычные поступки, жалобы на головные боли - все это может стать сигналом беды. А уж если в личных вещах ребенка вдруг попадаются такие странные предметы, как веревки, шейные платки, собачьи поводки – то стоит бить тревогу!Альтернатива: объяснить, что удовольствие можно и нужно получать безопасными и законными способами, и увлечь ребенка интересным занятием, лучше совместно.

самоповреждения (нанесение себе порезов), цель:взаимодействие с собственным телом и психологической болью (желание наказать себя, заглушить психическую боль).

истинные: с желанием умереть

демонстративные: шантаж смертью для получения желаемого, либо, желание оказать давление на кого-либо, используя угрозу смерти.

                Действия подростков направляются не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных отношений.

                Когда у подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: обида на взрослого, переживание несправедливого обращения несоответствие желаниям родителей т.п. Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего. Попытка самоубийства – это крик о помощи. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. 

 Специфическое воспитание в семье

Одна из причин кроется в семье и специфическом представлении некоторых родителей о «правильном» воспитательном процессе.Сознание собственной правоты делает родителей поразительно нетерпимыми.В таких семьях можно часто услышать: «Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано. Не позорь меня перед соседями». Воспитание больше похоже на указания начальника, которому нужен факт и не интересен внутренний мир сотрудника, служащего.

НАМ РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать. Ведь ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды.

Стресс

Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.

Школьные проблемы

Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально – психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду.

 Неразделенная любовь

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви или неуспеваемостью в школе. Сопровождается это печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач.

 Интернет

Очень часто суициды из-за травли в интернете и угроз в социальных сетях, в группах в которых проповедуют добровольный уход из жизни.

Так же в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой.

За компьютером современные подростки проводят очень много вреени. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете.Многие родители сами в Сеть не выходят и не обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве.В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.

Итак, как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?

СЛОВЕСНЫЕ признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

  • прямо или косвенно намекать о своем намерении: "Лучше бы мне умереть". "Я больше не буду ни для кого проблемой". "Тебе больше не придется обо мне волноваться". "Скоро все проблемы будут решены". "Вы еще пожалеете, когда я умру!»;
  • косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
  • много шутят на тему самоубийства;
  • проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ признаки:

Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде – есть слишком мало или слишком много;

– во сне – спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде – стать, например, неряшливым;

- в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять д/з, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность или угрюмость, находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

СИТУАЦИОННЫЕ признаки:

Человек может решиться на самоубийство если:

живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом), алкоголизм – личная или семейная проблема);

ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;

перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, друзей, особенно, посредством суицида, развод родителей);

слишком критически настроен по отношению к себе;

социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным;

предпринимал раньше попытки суицида;

 

Давайте ответим с вами на некоторые вопросы анонимной анкеты, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.

  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.

А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!ЗАКЛЮЧЕНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Уважаемые родители! У ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Ваш ребёнок заговорил с вами о своей проблеме – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите все свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе! И еще: ребенок, подросток должен знать, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.Даже нам взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его «большие проблемы». Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

Уважаемые родители, если контакта нет и самостоятельные попытки установить его не успешны, то есть следующий ресурс, куда Вам всегда можно обратиться за помощью - это педагог-психолог – тел 652783, педагог социальный –652782, нашей школы.