«Роль семьи в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях»
Педагог-психолог
Дедович Наталия Юрьевна
Цель: вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье и оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида.
Задачи
- Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
- Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;
- Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» — стремление к саморазрушению, очевидно, заложенное в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине,человек странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их. Этими людьми часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.
Как заметить суицидальное поведение подростка?
1) Суицидальная угроза
Давний миф о том, что «говорящие о самоубийстве никогда не совершают его», как доказала практика, является не только ложным, но и опасным. Некоторые суициденты ясно и прямо говорят о своих намерениях: «Я не могу этого выдержать. Я не хочу больше жить. Я хочу покончить с собой». Часто высказывания являются скрытыми и замаскированными: «Вы не должны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать вам проблемы», «Я хочу уснуть и никогда не проснуться», «Скоро, очень скоро, эта боль будет уже позади», «Они очень пожалеют, когда я их покину», «Мне бы хотелось знать, где отец прячет ружье». Принимают ли эти опасные высказывания форму открытых заявлений или намеков — в любом случае они не должны игнорироваться.Иногда индикаторы суицида могут быть невербальными. Приготовление к самоубийству зависит от особенностей личности и внешних обстоятельств. Оно состоит в том, что называется «приведением дел в порядок». Подросток принимается сентиментально раздаривать ценные личные вещи или расстается с предметами увлечений. Завершающие приготовления могут делаться достаточно быстро, после чего мгновенно следует суицид.
2) Эмоциональные нарушения
Они являются одним из самых основных показателей возможности суицида. Большинство потенциальных самоубийц страдает от депрессии, которая может не осознаваться. Она может быть признаком кризисного состояния или его синдромом, а также самостоятельным психическим расстройством (униполярная или биполярная депрессия). Она часто начинается постепенно, появляются тревога и уныние. Потом замечается подавленность, печаль и «хандра». Будущее становится тусклым, появляется уверенность, что его нельзя изменить. Часто возникают мысли о заболевании каким-либо неизлечимым (например, психическим) заболеванием, приходят мысли о смерти. Становятся обузой даже простые обязанности: «Я и мыслить не могу ясно». Вялость, усталость и отсутствие жизненной энергии мешают принимать самые простые решения.
Суициды условно можно разделить на несколько групп:
скрытые:
жажда риска (селфи на крышах, башнях, мостах, лёжа на рельсах, в гробу….), цель: самоутверждение, повышение своей значимости;
опасные увлечения:Руфинг - прогулки по крышам.Скайуокинг - покорение самых высоких точек в городе без специального снаряжения. Альтернатива: полет на воздушном шаре, скалолазание, прыжок с парашютом с инструктором; Диггерство - спуск и изучение подземных коммуникаций (шахты метро, бомбоубежища и так далее). Альтернатива: изучение истории, поездка в археологический лагерь. Сталкерство - посещение и изучение заброшенных мест,но, в отличие от диггеров, они посещают еще и наземные локации: недостроенные здания, глухие деревни, неработающие заводы. Альтернатива: туристические походы - пешие и на байдарках, изучение истории.Зацепинг – проезд вне салона электрички или трамвая (на крыше, на подножке). Альтернатива: любые кружок или секция, способные увлечь ребенка и охладить его тягу к опасным развлечениям.Планкинг – это модный флешмоб, который прельщает своей доступностью. Его суть заключается в том, чтобы лечь в необычном месте лицом вниз и заснять это на фото или видео.Альтернатива: танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика.Бейскламбинг – подъем на большую высоту без страховки.Бейсджампинг – прыжки с высоты в несколько сотен метров со специальным парашютом.Альтернатива: полет на параплане, прыжок с парашютом под руководством опытного инструктора.
Паркур – «рациональное» перемещение и преодоление попадающихся на пути препятствий (стен, лестниц и так далее). Сочетает в себе множество довольно сложных и опасных трюков: кувырки, прыжки с опорой на руки.К счастью, смертельных случаев среди трейсеров мало, и в основном они связаны с чрезмерными амбициями подростков. Тинейджеры хотят «все и сразу» и, насмотревшись видео с трюками профессионалов, спешат повторить их без предварительной подготовки. Эта проблема решаема: сейчас функционирует множество школ, где опытные тренеры обучают подростков паркуру - правильному и относительно безопасному.Альтернатива: гимнастика, легкая атлетика.Акрострит - уличная акробатика, предполагающая выполнение довольно сложных и опасных трюков: стойка на голове, прыжки с возвышенностей, сальто.Альтернатива: танцы, легкая атлетика, спортивная гимнастика.
«Собачий кайф» - намеренное перекрытие доступа кислорода к мозгу для получения «кайфа».Назвать «собачий кайф» хобби или увлечением даже язык не поворачивается, но, к сожалению, у этого явно суицидального поведения есть последователи. Многим подросткам пристрастие к этому дикому развлечению стоило жизни, а кого-то подтолкнуло к поиску более сильных и смертоносных источников «опьянения». Хуже всего, что эта зараза распространяется не только среди старшеклассников, но и в средней и даже в начальной школе! Игра на грани жизни и смерти распространена как в интернатах, так и во вполне благополучных школах. Дети делают это в компаниях и поодиночке. Средний возраст - от 12 до 19 лет. Идея проста: сначала подросток повышает давление частым (собачьим - отсюда и название) дыханием, после чего «придушивает» себя веревкой сам или это делают его товарищи. Затем веревка убирается - и от прилива крови к мозгу подросток испытывает чувство легкости и эйфории.
Понять, что ребенок подсел на «собачий кайф», можно по поведению и внешним изменениям. Следы на шее, красные белки глаз, необычные поступки, жалобы на головные боли - все это может стать сигналом беды. А уж если в личных вещах ребенка вдруг попадаются такие странные предметы, как веревки, шейные платки, собачьи поводки – то стоит бить тревогу!Альтернатива: объяснить, что удовольствие можно и нужно получать безопасными и законными способами, и увлечь ребенка интересным занятием, лучше совместно.
самоповреждения (нанесение себе порезов), цель:взаимодействие с собственным телом и психологической болью (желание наказать себя, заглушить психическую боль).
истинные: с желанием умереть
демонстративные: шантаж смертью для получения желаемого, либо, желание оказать давление на кого-либо, используя угрозу смерти.
Действия подростков направляются не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных отношений.
Когда у подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: обида на взрослого, переживание несправедливого обращения несоответствие желаниям родителей т.п. Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Подростки, делающие попытки самоубийства, происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что ничего не могут сделать, что у них нет будущего. Попытка самоубийства – это крик о помощи. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями.
Специфическое воспитание в семье
Одна из причин кроется в семье и специфическом представлении некоторых родителей о «правильном» воспитательном процессе.Сознание собственной правоты делает родителей поразительно нетерпимыми.В таких семьях можно часто услышать: «Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано. Не позорь меня перед соседями». Воспитание больше похоже на указания начальника, которому нужен факт и не интересен внутренний мир сотрудника, служащего.
НАМ РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать. Ведь ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды.
Стресс
Причиной самоубийства может стать стресс. Семейные конфликты, неприятности в школе, потеря друга и тому подобное могут вызвать стрессовую ситуацию. Любой человек подвергается стрессу в повседневной жизни, однако подростки особенно уязвимы и ранимы, что объясняется их особенно острым восприятием существующих проблем.
Школьные проблемы
Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации, особенно мальчиков, вызывают утрату контактов со сверстниками. Группа сверстников является референтной группой в подростковом возрасте, ориентиром в становлении собственной идентичности, развитии самооценок, представлений о себе, нормах социального поведения. Потеря или осуждение группой может стать тем социально – психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суициду.
Неразделенная любовь
Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви или неуспеваемостью в школе. Сопровождается это печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач.
Интернет
Очень часто суициды из-за травли в интернете и угроз в социальных сетях, в группах в которых проповедуют добровольный уход из жизни.
Так же в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой.
За компьютером современные подростки проводят очень много вреени. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете.Многие родители сами в Сеть не выходят и не обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве.В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.
Итак, как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?
СЛОВЕСНЫЕ признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
- прямо или косвенно намекать о своем намерении: "Лучше бы мне умереть". "Я больше не буду ни для кого проблемой". "Тебе больше не придется обо мне волноваться". "Скоро все проблемы будут решены". "Вы еще пожалеете, когда я умру!»;
- косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
- много шутят на тему самоубийства;
- проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ признаки:
Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде – есть слишком мало или слишком много;
– во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать, например, неряшливым;
- в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять д/з, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность или угрюмость, находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
СИТУАЦИОННЫЕ признаки:
Человек может решиться на самоубийство если:
живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом), алкоголизм – личная или семейная проблема);
ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, друзей, особенно, посредством суицида, развод родителей);
слишком критически настроен по отношению к себе;
социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным;
предпринимал раньше попытки суицида;
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы анонимной анкеты, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.
- Рождение вашего ребёнка было желанным?
- Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
- Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
- Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
- Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
- Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
- Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
- Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
- Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
- Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
- Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
- Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
- Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
- Вы первым идёте на примирение, разговор?
- Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.
А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!ЗАКЛЮЧЕНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Уважаемые родители! У ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Ваш ребёнок заговорил с вами о своей проблеме – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите все свои дела, садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе! И еще: ребенок, подросток должен знать, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.Даже нам взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его «большие проблемы». Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.
Уважаемые родители, если контакта нет и самостоятельные попытки установить его не успешны, то есть следующий ресурс, куда Вам всегда можно обратиться за помощью - это педагог-психолог – тел 652783, педагог социальный –652782, нашей школы.