Распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение, не совсем верно.
Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
- развитие общей речевой активности
- накопление словаря
- развитие физического и речевого слуха
- развитие грамматической стороны речи
- обучение навыкам словообразования и словоизменения
- развитие артикуляционной моторики
- развитие связной речи
- коррекция звукопроизношения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление)
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки)
- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятием «звук, слово, предложение» и др.)
- развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки
- профилактика нарушений письма и чтения.
|
|
Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок у него нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, то это может привести к нарушению чтения (дислексии) и письма (дисграфии) в школе. Нарушение фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам изучения литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т. е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду. |
|
Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности. |
|